Слово о первом директоре школы-интерната
Существует несколько профессий, в которых человечество нуждалось всегда, и скорее всего, всегда будет нуждаться. Это врач, строитель и учитель. Оно и неудивительно, ведь люди всегда что-то строят, болеют и, конечно же, хотят иметь хорошее образование.
С чего начинается школа? Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора! Именно директор подобен режиссеру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль всегда более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы!
Смоленцева Лидия Александровна… Это имя связано с единственной в Республике Алтай специальной (коррекционной) школой-интернатом для детей с нарушением слуха. Свою трудовую деятельность Лидия Александровна начала с 16 лет в качестве вожатой в Вспомогательной школе.
Затем работала воспитателем, потом учителем трудового обучения у девочек в том же учреждении. Она была не просто учителем, а учителем, постоянно совершенствующим свое мастерство, свой педагогический талант. Несколько лет потом была заместителем директора по воспитательной работе, ведя за собой коллектив воспитателей и детей. За свой педагогический труд, обучение и воспитание подрастающего поколения награждена почетным знаком «Заслуженный учитель РФ».
1 сентября 1994 года Лидия Александровна была назначена директором специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением слуха. Но педагогический и ученический коллективы начали складываться уже в 1992-1993 годы на базе вспомогательной школы-интерната. Здесь впервые были открыты малокомплектные классы для неслышащих детей, где обучалось 7 ребят из разных уголков Республики Алтай и Алтайского края.
В сентябре 1996 года педагогический коллектив и обучающиеся школы-интерната под руководством Лидии Александровны переехали в светлое здание по адресу ул. Гончарная, 6, оснащенное новой материально-технической базой, достойным библиотечным фондом, современной на то время звукоусиливающей аппаратурой для организации коррекционно-развивающейся среды, формирования произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха.
С момента начала руководства Лидия Александровна проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Школа стала вторым домом для неслышащих детей, в котором о них заботятся, их воспитывают, прививают навыки, умения для реализации себя в социуме среди слышащих.
Каждое утро Лидии Александровны начиналось со школьного порога. Она обязательно встречала всех ребят и учителей, идущих в школу. Кого-то похвалит, кого-то наставит, а кому-то подскажет. А затем с головой погружалась в водоворот различных управленческих дел, многие из которых требовали незамедлительного решения.
Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогали ей увлечь педагогический коллектив общим делом. Она не боялась внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, внедрять и сохранять традиции. В своей школе Лидия Александровна видела не учебное учреждение, а большой дом для детей и взрослых, потому и старалась сделать его красивее, теплее, уютнее. Наверное, поэтому и хотелось идти в школу, нести детям что-то новое, научить чему-то полезному, нужному, важному.
Лидия Александровна – руководитель, который четко понимала значимость школы-интерната для детей с нарушением слуха в Республике Алтай, руководитель, выстроивший стратегию развития и существования такой школы, создавала все необходимые условия для реализации образовательных программ начального и основного общего образования коррекционно-развивающей направленности, реализации воспитательной работы и дополнительного образования. Каждая победа детей и педагогов, каждый конкурс переживался директором совместно с участниками образовательного процесса.
Благодаря чуткому руководству, неравнодушию к качественному обучению неслышащих детей Лидия Александровна всегда поддерживала тесный контакт с учителями в изучении возможностей обучающихся, уровня их развития в организации воспитательной деятельности. Уравновешенность, умение находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, учениками их родителями) позволили Лидии Александровне создать комфортный психологический климат в школе. Она способствовала развитию, совершенствованию индивидуальных способностей, возможностей детей, их реализации через участие в различных мероприятиях творческого, спортивного, интеллектуального направления, где ребята неоднократно были отмечены наградами. Кроме этого она никогда не забывала и про других сотрудников образовательной организации: повара, уборщицы, водители и другой вспомогательный персонал. Всегда была внимательна, отзывчива к каждому.
Талантливый человек талантлив во всем! Эти слова имеют самое прямое отношение к Смоленцевой Лидии Александровне. Да, она могла быть жесткой и требовательной, но только по делу, а без этого нельзя ни одному руководителю. Важно не быть безразличным к своей работе. Душой болеть за школу, во все вникать.
Лидия Александровна обладала одной из самых важных личностной чертой – это уверенность в себе! Она все знает, умеет, может! А если не знает, то узнает, найдет выход, сможет. И благодаря этому, была авторитетом для своих подчиненных.
Сейчас Лидия Александровна находится на заслуженном отдыхе, но ее вклад в развитие и становление школы не забыт. Хочется пожелать ей долгих лет жизни, крепкого здоровья, душевной гармонии и всего самого доброго.