У любой организации, любого коллектива своя жизнь, своя история, свои юбилейные даты

Октябрь 16, 2024 Просмотров: 48

У любой организации, любого коллектива своя жизнь, своя история, свои юбилейные даты.

Вот, и для нашей специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением слуха, этот год является юбилейным. Нашей школе  30 лет.  Для  истории 30 лет это всего лишь миг, а для многих поколений выпускников нашей школы, для ветеранов труда и нынешних учителей, учащихся и родителей  это незабываемые события, это взлеты и падения, это ступеньки к успеху, это прекрасные воспоминания о ярких буднях и праздниках.

Наша школа особенная, в ней живут и учатся глухие и слабослышащие дети, которые лишены полноценного восприятия мира: не слышат голоса мамы, пения птиц, журчания ручейка, звуков музыки.  Наличие слуха  в жизни человека имеет огромное значение, ведь  без слуха невозможно формирование речи. Без слуха нет и речи.  Речь, слух являются средством общения между людьми. Можно ли неслышащего ребенка научить говорить? Для простого человека кажется, что это невозможно! Но в нашей школе педагоги совершают чудеса! В 1 класс  чаще поступают неговорящие дети, не знающие как общаться, не понимающие значений элементарных слов, а выпускаются из стен школы социализированные, успешные, уверенные в себе молодые люди, умеющие говорить, пусть порой глухие не совсем внятно говорят, но говорят! Они  владеют дактилем  и  русским жестовым языком. Эти успехи достигаются не просто,  а благодаря титаническому труду педагогов и самих ребят. Все малые и большие результаты достигаются через преодоление себя, порой и через слезы. То, что для говорящего человека естественно, то для неслышащего все достигается через колоссальный каждодневный труд. Выучить ребенка, пребывающего в вечной тишине, говорить и общаться – это значит подарить ему новую, полноценную жизнь.

Юбилей школы, одинаково, как и юбилей человека позволяет оглянуться назад и проанализировать пройденный путь и задать вопрос: «Какие они были пройденные годы?»  За 30 лет произошло много событий,  что-то забылось, но многое осталось в нашей  памяти и стало историей. А как все начиналось?

Мы попросили поделиться воспоминаниями об истории создания школы ветерана педагогического труда Евдокию Терентьевну Сазонову. Вся трудовая деятельность Евдокии Терентьевны была посвящена работе с глухими детьми, только в нашей школе она проработала свыше 20 лет. Из воспоминаний Евдокии Терентьевны: «…До 60-х годов прошлого века в Горно-Алтайске была школа для глухонемых. Здание, где учились глухие дети, до сих пор стоит на перекрестке у ТЦ «Ткацкий». Там работали учителями Дадочкина Ефросинья Ефимовна, Елистратова Елена Петровна. В то время в стране была «мода» на объединения. Объединяли колхозы, совхозы, организации и т.д. Не обошло стороной и народное образование. В те годы Горно-Алтайская автономная область входила в состав Алтайского края. В Алтайском крайисполкоме решили: всех глухонемых Алтайского края объединить и обучать в одном месте - в Новоалтайске.  Построили большой комплекс школу-интернат для глухонемых. Обеспечили специалистами, оборудованием, учебниками. Идея неплохая, но как оказалось, не для всех.  Детям из Горного Алтая было очень трудно добираться до школы.  Если ребенок жил где-то на стоянке в Улаганском районе или Кош-Агачском, Усть-Коксинском, то родителям нужно было вначале добраться до райцентра, затем до Горно-Алтайска, Бийска, из Бийска на поезде до Барнаула, а уже потом до Новоалтайска. На это уходило до четырех  дней  в один конец. Поэтому детей забирали домой только на летние каникулы. В результате многих детей вообще перестали возить в школу, и, в итоге, большое количество  глухих детей не обучались, и в дальнейшем оставались безграмотными. В связи с этим родители обращались в областной отдел образования с просьбой открыть школу в Горно-Алтайске, но получали отказ, обоснованием было то, что  нет здания, нет специалистов – сурдопедагогов.  Так продолжалось до 1992 года. В июне 1992 года в общество глухих обратилась Сюнякова Татьяна Александровна с просьбой о трудоустройстве по специальности – сурдопедагог. Дипломированному специалисту были очень рады. Татьяна Александровна работала в Ташкенте в школе, детском саду для глухих детей, педагогом-дефектологом в детской больнице.  Я в то время исполняла обязанности председателя местного отделения ВОГ.    Вместе с вновь принятым специалистом-сурдопедагогом Татьяной Александровной Сюняковой и заведующей областным отделом образования Ниной Прокопьевной Федоровой в очередной раз обратились в республиканское правительство и получили, наконец-то, положительный ответ. Решению положительного ответа повлияло и то, что Алтайский край после отделения Горного Алтая стал требовать оплату за обучение наших глухих детей. Деньги были не малые. Решение-то приняли об открытии школы, но подходящего помещения не было. После долгих поисков и раздумий обратились к директору вспомогательной школы Русских Владимиру Григорьевичу, дефектологу по специальности.  Ранее он руководил школой для слабослышащих в селе Озерки Алтайского края. Он не сразу, но согласился принять нас «под свое крыло». Выделил нам несколько комнат в спальном корпусе. В наборе детей в школу большую помощь оказал врач-сурдолог Фионов Геннадий Степанович. Он обследовал детей с нарушением слуха, всех поставил на учет и передал сведения в школу. Первым учителем подготовительного класса стала Сюнякова Татьяна Александровна, я  из общества глухих перешла работать в школу и стала воспитателем  в классе Татьяны Александровны. Вторым воспитателем была Бессонова Галина Алексеевна, которая перешла из вспомогательной школы. Коллектив вспомогательной школы приняли нас «новеньких» хорошо, старались помогать во всем. Русских Владимир Григорьевич сам на своей машине ездил в Новоалтайск, Озерки, привозил учебники, методическую литературу, аппаратуру. В следующем, 1993 году уже я набрала свой  подготовительный класс в количестве 5 человек: Некоряков Сережа, Иртаева Чейне, Баданов Владик, Кеденова Чейнеш, Иртаев Владик. Воспитателем в мой класс пришла работать  Карнаухова Людмила Федоровна. В 1994 году подготовительный класс набрала Одинцова Людмила Викторовна, к тому времени она получила второе высшее образование, пройдя переподготовку в Московском педагогическом государственном университете им. В.И. Ленина по специальности «Дефектолог. Сурдопедагог».  Но, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Мы вновь и вновь обращались в наше правительство с ходатайством о выделении нам собственного помещения. И в 1994 году Правительство Республики Алтай принимает Постановление об открытии Республиканской специальной средней образовательной школы-интерната для глухих детей. Директором школы была назначена  Лидия Александровна Смоленцева.  Дали нам помещение бывшего детского сада совхоза-завода «Подгорный» в Каясе. Но выделенному помещению требовался большой ремонт. И мы еще два года находились во вспомогательной школе. После уроков все - учителя,  воспитатели, другие работники и ученики – были заняты в ремонте  здания. И только в 1996 году переехали в свою отремонтированную школу по улице Гончарная, 37.

Благодаря волевым качествам первого директора, целеустремленности, ее таланту руководителя, Лидией Александровной Смоленцевой была выстроена правильная тактика и стратегия развития особенной школы. Перед коллективом была поставлена четкая цель: оказание комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушением слуха в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы; в коррекции недостатков в общем и слуховом развитии; в их социальной адаптации. Программа школы предусматривала создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха. Лидии Александровне удалось сформировать команду единомышленников, в первую очередь, это были ее заместители. Огромный вклад в систему обучения и воспитания глухих детей в разные годы внесли заведующие по учебной и воспитательной работе Татьяна Алексеевна Чабан, Наталья Васильевна Коваленко, Татьяна Алексеевна Астахова, Валентина Дмитриевна Малюга, Нина Константиновна Рыспаева. Заместители директора, дополняя друг друга, вели коллектив к успешному выполнению поставленных задач. Коллектив их понимал, доверял и шел за ними смело, так как были созданы условия для творческой плодотворной работы, своевременно педагогам  оказывалась методическая помощь для работы с особенными детьми.        

В первые годы работы школы начали свой профессиональный путь учителя и воспитатели: Надежда Ивановна Богатырева, Инга Николаевна Косарева, Марина Валентиновна Климова, Галина Ивановна Тулинова, Марина Владимировна Ерахтина, Любовь Николаевна Панова, Наталья Ивановна Юдина, Наталья Алексеевна Мерзлякова, Алена Карповна Бочкарева. Каждый из них внес свой вклад в основу  создания учебно-воспитательного процесса специальной коррекционной школы.

Со дня основания школы на страже здоровья детей стоит медицинский работник школы-интерната Татьяна Николаевна Ким. Татьяна Николаевна квалифицированно оказывает медицинскую помощь детям и сотрудникам школы, знает проблемы здоровья каждого ребенка. Ответственно подходит к выполнению рекомендаций узких специалистов-врачей республиканской детской поликлиники. Со 100% охватом проводятся профилактические прививки по Национальному календарю. Татьяна Николаевна – ветеран труда Российской Федерации, ее имя занесено в Энциклопедию «Лучшие люди России», награждена медалью «За вклад в развитие образования».

В разные годы в школе работали замечательные педагоги: Альбина Мироновна Кыйынова, Елена Александровна Безрядина, Лариса Алексеевна Кузлекова, Светлана Ефимовна Карманова, Галина Ивановна Губина, Александра Келюевна Шатина, Валентина Павловна Соколова, Людмила Федоровна Карнаухова, Татьяна Сафроновна Казакова, Алла Геннадьевна Кузнецова, Татьяна Борисовна Беспалова, Людмила Викторовна Одинцова, Айсулу Чапаевна Канарина (Чубаева), Людмила Андреевна Волоцкова, Елена Антоновна Обухова, Светлана Этвартовна Паладий, Елена Владимировна Тупикина, Владимир Николаевич Модоров, Римма Александровна Шодоева, Людмила Валентиновна Карнушина, Любовь Георгиевна Наймушина, Раиса Рушановна Карабаева, Георгий Рафаэлович Карабаев, Оксана Викторовна Скрипченко, Марина Владимировна Меркетова, Александра Борисовна Темеева, Елена Даниловна Меткечекова, Алена Алексеевна Басаргина, Айана Владиславовна Санина, Айкуле Борисовна Матрашева, Надежда Михайловна Сайдутова, Илья Геннадьевич Еговцев, Влад Владимирович Белобородов,  Айна Владимировна Чичканова, Оксана Андреевна Теркишева и др. Каждый из них оставил частичку своего сердца, это люди, которые слышат не только ушами, но и сердцем. Они учили детей не только школьным предметам, но и быть уверенными в себе, справляться с жизненными вызовами и находить свое место в обществе.

С 2009 по 2021 год руководителем школы была Людмила Александровна Шадрина -приверженец «гуманного» образования. Демократический стиль руководства позволял ей внимательно выслушать, спокойно проанализировать ситуацию и вынести правильное решение.  Стиль  ее руководства – это признание прав педагогов и детей на уважение, понимание, доверие. Ее заместителями были Наталья Ивановна Юдина по учебной работе и Алла Геннадьевна Кузнецова по воспитательной работе. С 2018 года заместителем по воспитательной работе была назначена была Тупикина Елена Владимировна.

Зданию школы, к тому времени требовался капитальный ремонт. Началась огромная подготовительная работа, разработка проектной документации. В 2012 году был произведен капитальный ремонт части учебного корпуса, а весной-летом 2019 года  – учебно-административного корпуса. Работы были завершены в срок и отличались качеством произведенных работ.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (на 2011 – 2020 гг.)  школа пополнялась современными специальными техническими средствами обучения. Руководитель активно поддерживала в педагогах стремление повышать свой профессиональный уровень. С 2007 года  школа  сотрудничала с автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» (г. Москва). В рамках сотрудничества педагоги школы участвовала в апробации учебных пособий, мультимедийного сопровождения и методических рекомендаций по организации обучения инвалидов по слуху. В 2016 году на базе школы был открыт Ресурсный центр по организации психолого-педагогической помощи глухим детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, а так же их родителям, педагогам, работающим с такими детьми.

С 2021 года приказом Министерства образования Республики Алтай руководителем школы была назначена Алена Константиновна Евсеева, энергичный, опытный руководитель, творческий педагог. За три года работы, Алена Константиновна успела сделать многое для школы. Под ее неустанным контролем был произведен завершающий этап капитального ремонта школы, отремонтирован корпус начального звена и пищеблока, когда-то самой проблемной части помещения школы. Школа преобразилась, она стала красивой ухоженной со светлыми просторными теплыми кабинетами, оснащенными   современным оборудованием. Рабочее место каждого учителя школы оборудовано компьютером, мультимедийной доской, принтером. Это позволяет использовать данные технические средства на всех этапах обучения.

В 2021 году школа стала участником Всероссийского конкурса «Доброшкола-2021» среди отдельных образовательных организаций-участников федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку школьников с ограниченными возможностями здоровья. По итогам конкурса были получены федеральные средства и обновлены 8 кабинетов: естествознания, технологии (для девочек), технологии (для мальчиков), компьютерный класс, два кабинета дополнительного образования (изостудия, шахматная студия), актовый зал для проведения музыкально-ритмических занятий, кабинет педагога-психолога в номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий». У детей появилась возможность активнее заниматься творчеством. В свободное время ребята играют в ростовые шахматы, которые также установлены в рамках этого проекта.

Заместители – это «правая рука» руководителя, его первые помощники. Наталья Валерьевна Караченцева и Татьяна Анатольевна Тозыякова организовали учебно-воспитательный процесс согласно современным требованиям. Это трудолюбивые, педагогически грамотные, свободно ориентирующиеся в современных педагогических концепциях обучения и воспитания управленцы.

Неоценимую помощь педагогам оказывает методист Любовь Александровна Кучуганова. Она вдохновитель и сподвижник педагогов на участие в различных конкурсах, на прохождение аттестации на квалификационные категории. Помогает молодым педагогам, порой и стажистам, обрести веру в себя. Организовала выход педагогов на различные сайты образования с методическими и дидактическими разработками. Целенаправленно работает по самообразованию своих коллег, своевременно подбирая курсы повышения квалификации.                    

Программа обучения в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушением слуха рассчитана на 10 лет с получением основного общего образования. За это время ученики проходят образовательные предметы и индивидуально занимаются развитием речевого слуха и формированием устной речи. Для подобных занятий имеются специальные кабинеты, оснащенные необходимой аппаратурой, у каждого воспитанника – индивидуальные слуховые аппараты. Кабинеты слуховой работы являются связующим звеном коррекционной работы в школе. Сегодня эти кабинеты отвечают всем современным аудиологическим  и сурдопедагогическим требованиям: оснащены звукоусиливающей аппаратурой стационарного и индивидуального использования: VERBOTON VT-62,  VERBOTON VT-15, «Глобус». Школа оборудована системой звукового поля «SWIFT DIGITAL» для проведения музыкально-ритмических занятий, занятий в начальных классах, для проведения мероприятий в актовом зале, библиотеке. Учитель-дефектолог слухового кабинета Наталья Юрьевна Тадинова и учителя индивидуальной слуховой работы Берта Борисовна Тепукова, Олеся Владимировна Енчинова, Наталья Васильевна Киндикова постепенно, кропотливо, как бусинки нанизывая одну на другую, помогают ребятам из невнятных звуков складывать слоги, а затем  слова и словосочетания. Большой радостью и для детей, и для педагога является, когда ребенку удается произнести целые фразы. Требуется много сил, терпения, профессиональных знаний для того, чтобы ребенок внятно заговорил.

Фундамент прочных знаний закладывается в начальных классах, особо это важно в коррекционной школе.  26 лет работает в начальной школе Татьяна Васильевна Суртаева,

21 год - Людмила Юрьевна Сеткина, 12 лет Кюмюш-Ару Амыровна Куртова, более 6 лет - Аржана Васильевна Бордомолова и Кеденова Айлана Шыдырааевна. Именно в начальных классах, помимо школьных предметов, совместно с учителями индивидуальной слуховой работы  начинаются ежедневные занятия по формированию, развитию речевого слуха и произносительной  стороны  устной речи с включением музыкально-ритмических занятий и социально-бытовой ориентировки. Это основа работы с глухими детьми. Чтобы добиться положительных результатов педагоги значительное время отводят индивидуальной работе с каждым ребенком, вкладывая теплоту души и частичку своего сердца.             

Сегодня в школе  царит атмосфера добра, творчества, какого-то ожидания праздника.   Во все времена в школе работали увлеченные своим трудом педагоги, любящие, уважающие детей, готовые прийти на помощь в любую минуту.  Может быть, поэтому сегодня в школе не возникают конфликтных ситуаций между учениками и учителями, конфликтов в коллективе детей, а двери кабинета психологов Тамары Григорьевны Таиной и Ольги Афанасьевны Малковой, учителя высшей категории, ветерана труда Российской Федерации, всегда открыты для детей и взрослых. Здесь можно отдохнуть, поиграть в интерактивную игру, поделиться сокровенными мыслями. И вы будете услышаны, вам помогут разобраться в сложившейся трудной ситуации, ответят на волнующие вопросы.

Во все времена в школе работали увлеченные своим трудом педагоги. В разные годы  они активно принимали участие в профессиональных конкурсах, где становились победителями. Так, учитель–дефектолог Алена Карповна Бочкарева заняла III место в конкурсе «Шаг навстречу -2019», учитель-дефектолог Наталья Юрьевна Тадинова, участвуя в конкурсе «Шаг навстречу-2023», также заняла III место.  В истории школы 4 педагога становились победителями конкурса Приоритетного национального проекта «Образование», из них обладателями  Президентского гранта - заместитель директора по учебной работе Наталья Ивановна Юдина и учитель математики Римма Александровна  Шодоева. Обладателями гранта Главы Республики Алтай – Татьяна Сафроновна Казакова, учитель русского языка и литературы и Берта Борисовна Тепукова, учитель-индивидуальной слуховой работы. По итогам регионального этапа «Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций – 2009 в Республике Алтай» учитель индивидуальной слуховой работы Одинцова Людмила Викторовна стала победителем в направлении «Общее образование». Имена педагогов Мерзлякой Н.А., Юдиной Н.И., Одинцовой Л.В., медицинского работника Ким Т.Н. занесены в Энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» в разделе «Доска почета», они удостоены именными медалями «За вклад в развитие образования».

На сегодняшний день в школе 34 педагога, из них с высшей квалификационной категорией 3 человека, с I квалификационной категорией – 8 человек. Знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» награждена Наталья Алексеевна Мерзлякова, учитель русского языка и литературы»,  «Почетный работник в сфере  образования»- Берта Борисовна Тепукова, учитель – индивидуальной слуховой работы,  «За верность профессии» - Ольга Николаевна Овсяникова, педагог-библиотекарь. Школа особо гордится ими - творческими, высокопрофессиональными коллегами, отдавшими много лет обучению, воспитанию, социализации глухих и  слабослышащих детей.

9 человек награждены  Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, 8 человек  - Почетной грамотой  Республики Алтай, 9 человек Почетной грамотой Эл Курултай Республики Алтай, 24 – Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Алтай.

Не только педагоги прославляют школу, ребята тоже вносят свой вклад, участвуя в различных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских проектах. Так, в 2023 году обучающиеся старших классов Иванов Давид и Калов Рустам под руководством Шодоевой Риммы Александровны, учителя математики и Теркишевой Оксаны Андреевны, учителя начальных классов и воспитателя старшей группы  приняли участие во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в секции «Культура и искусство». Они представили уникальный исследовательский интегрированный  проект «Чултуков Лог. Археологические памятники села Манжерок». Ребята были приглашены в Москву, где  достойно  защитили свою работу и заняли почетное 2-е место. 2-е место – это большой успех для наших детей, ведь они участвовали наравне со слышащими сверстниками, особых привилегий для них не было.  Воспитанники классного руководителя Н.А. Мерзляковой и воспитателя группы О.А. Теркишевой неоднократно становились лауреатами ежемесячного денежного поощрения имени П.Л. Казанцева, П.В. Кучияка, П.А. Елбаева среди талантливых и одаренных детей, проявивших выдающиеся способности.  Обучающийся Иванов Давид – становился лауреатом ежемесячного денежного поощрения имени  Павла Лукича Казанцева в 2016 году и лауреатом имени Павла Васильевича Кучияка в 2019 году; Унучаков Тимур – лауреат им. П.Л. Казанцева в 2021 и 2023 годов.; Калов Рустам – лауреат имени Прокопия Андреевича Елбаева в 2022 году. Они прошли конкурсный отбор из числа обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Республики Алтай. По предмету развитие речевого слуха и произносительной стороны речи, участвуя в фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах обучающиеся так же занимают призовые места. В 2019 году на VIII межрегиональном экологическом фестивале «Древо жизни» в номинации «Художественное чтение» Кайгородов Андрей был лучшим, заняв 1 место. Успешно выступили в 2024 году на Межрегиональной предметной интернет-олимпиаде с международным участием «Родник знаний», организованной Министерством образования Саратовской области, обучающиеся 5 класса Танеева Арайлым и Какпакова Мызылдай по курсу «Русский язык» завоевав Дипломы I степени.  А в региональной олимпиаде «СОВА» для детей-инвалидов и детей с ОВЗ по предмету «Русский язык»  в  2024 году Какпакова Мызылдай заняла 1 место, а Танеева Арайлым – 3 место. Руководителем участниц была Айтпасова Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы.

Наша школа всегда отличалась своими спортивными достижениями. Спортсмены – это гордость школы. Благодаря победам  о небольшой  нашей школе знают не только в республике и стране, но и далеко за ее пределами. На чемпионате мира-2008 в Тулузе (Франция) Марина Друшлякова, выпускница 2011 года, завоевала золотую медаль, а Ойгор Тайпинов, выпускник 1999 года, стал бронзовым призером. В 2009 году на Сурдлимпиаде в Тайбэе (Тайвань) оба спортсмена завоевали бронзу. Выпускница 2013 года Таханова Аржана – мастер спорта, призер чемпионата мира 2012 года в Венесуэле,  неоднократный призер чемпионата России по дзюдо, победитель кубка России 2012, 2013, 2018 гг. Входила в состав сборной команды России. Мастера спорта международного класса по дзюдо Топчин Александр и Папитов Ырысту – бронзовые и серебряные призеры чемпионатов России и чемпионатов Мира. Оба входили в состав сборной команды России. Попова Мария – чемпионка страны 2012 года, трехкратная победительница Первенства России.  И еще много славных спортивных имен выпускников вошли в историю школы и республики: Манзырова Наталья, Овчинников Денис, Ажикенова Арайлым, Рыжков Дмитрий, Вельмякина Юлия, Кыдатов Игнат, Копчаков Анатолий, Манзыров Алексей, Ажикенов Нурден, Горбунов Александр, Ячменева  Екатерина, Чайгонова Анастасия, Павлов Алексей, Иванов Давид, Иженеров Александр, Юзуков Данил, Югушева Ксения. Все они успешно,  результативно участвовали на соревнованиях разного уровня. В 2021 году на чемпионате Росси команда наших ребят заняла общекомандное I место и была поощрена путевкой в Международный детский лагерь «Артек». Отдыхая в Артек, они активно участвовали во всех мероприятиях. Алексей Павлов стал победителем конкурса «Звезда Артека». На торжественном заключительном мероприятии ему был вручен знак общественного признания «Звезда Артека» за высокие личные достижения, успешное участие в программах детского центра, уважение детского сообщества. Спортивный успех наших воспитанников  - это заслуга Владимира Николаевича Модорова, заслуженного тренера Российской Федерации.

Воспитанники Сергея Субботина Ангелина Маркина и Тимур Унучаков (ранее занимались у Владимира Николаевича Модорова) в 2023 году  завоевали «золото» в состязаниях по самбо на Летних играх сурдлимпийцев «Мы вместе. Спорт» в столице Башкирии Уфе. Ангелина – выпускница школы 2017 года, работает в нашей школе учителем физкультуры. Она кандидат в мастера спорта, двухкратная победительница первенства России, призер чемпионата России, победительница летних игр сурдлимпиады-2023. Тимур окончил школу в 2024 году, учится в БПОУ РА «Колледж физической культуры и спорта», кандидат в мастера спорта, победитель первенства России, серебряный призер чемпионата России по самбо,  победитель летних игр сурдлимпиады-2023.

Занятия спортом для наших особенных детей не только укрепление здоровья, силы духа, выносливости, умения добиваться поставленных целей. Но самое главное  - это их социализация. Бывая на соревнованиях в разных городах, они учатся общаться с разными людьми, свободно ориентируются в больших и малых аэропортах, железнодорожных вокзалах, больших мегаполисах, осваивают правила поведения в обществе. Во всех поездках ребят сопровождает воспитатель Эркелей Анатольевна Калташева, для них в это время она является второй «мамой»: кормит, одевает, организовывает, воодушевляет, успокаивает, поздравляет. Такая теплая забота и поддержка необходима всем, кто находится в другой обстановке, в другой ситуации, а особенно нашим глухими и слабослышащим детям. Где бы ни проходили соревнования, Эркелей Анатольевна организовывает для ребят экскурсии по достопримечательным местам, музеям или просто знакомство с городом. Несомненно, это расширяет кругозор детей, пополняет их словарный запас.

Традиционно ярко, красочно, запоминающе проходят школьные праздники. Красочность  мероприятиям придают выступления школьного танцевального коллектива «Эрдине» под руководством учителя начальных классов Куртовой Кюмюш-Ару Амыровны. Гости школы бывают в удивлении и задают вопросы: «Как они танцуют, ведь они не слышат музыку?» Неслышащие люди чувствуют вибрацию и ритм музыки – это позволяет им танцевать. В 2021 году танцевальный коллектив стал призером V открытого международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Янтарные бубны» в номинации «Народный танец» (г. Барнаул). В 2022 году, участвуя в региональном детском хореографическом фестивале «Золотой Арабеск»,  были награждены специальным дипломом «За популяризацию алтайского танца».  В I открытом международном хореографическом конкурсе-фестивале «Изумрудные ветры» в городе Белокурихе в номинации народный стилизованный танец с номером «Танец шамана» были лучшими, став лауреатами I степени.

Наши дети не только танцуют, но и поют. Это жестовое пение – полноценное направление в искусстве.  В различных конкурсах особой популярностью пользуются выступления нашей школьной группы  «Ритмы сердца», более 15 лет которым руководит  Наталья Алексеевна Мерзлякова. Очень часто выступления ребят вызывают слезы у зрителей. Невозможно воспринимать без слез в их исполнении песни Шамана «Встанем», «Скажите детям» М. Фадеева, «Немного жаль» И. Николаева и др.

Группа «Ритмы сердца» в 2022 году стала победителем Республиканского этапа патриотической песни и успешно приняла участие во Всероссийском молодежном телемарафоне с песней «Журавли» композитора Яна Френкеля  на слова Расула Гамзатова. Этот фестиваль объединил таланты со всех уголков страны, а нашим детям дал возможность блеснуть своим мастерством перед всей Россией. Отзывы об этом в соцсетях были восторженными.  Людмила Карнаухова: «Молодцы,  песня  " Журавли" исполненная вашими руками вызвала у меня дрожь по телу. Очень трогательно исполнена вами, отдана от души. Руководителю Наталье Алексеевне отдельное спасибо за ее терпение,  за ее талант, эмоциональное исполнение песни ребятами.  Жаль, что ребята выпускаются из школы. Им УДАЧИ!». Анна Комдошева: «…Каждый номер, каждая песня в их исполнении — это шедевр, спасибо всем ребятам и Наталье Алексеевне за эти эмоции и чувства, что вы нам подарили».

В поддержку СВО группа «Ритмы сердца» участвует в благотворительных концертах, проводимых в Национальном драматическом театре имени П.В. Кучияка. Эмоциональное выступление Абрамовой Дианы с песней «Отмените войну» в жестовом исполнении заставил зрителей погрузиться в атмосферу трагизма войны. Ведь любая война – это страдания, боль, кровь, смерть. Человечество на сегодняшний день стоит на пороге 3-ей мировой войны, которая закончится уничтожением всего человечества. Этот призыв детей к взрослым отменить войну равнодушным никого не оставил. Диана смогла донести до каждого зрителя серьезность военных конфликтов  на международной арене.

На протяжении нескольких лет обучающиеся школы успешно участвуют в Национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Занимают призовые места на региональном и федеральном уровнях  по компетенциям: «Фотограф-репортер», «Столярное дело», «Изобразительное искусство», «Бисероплетение»,  «Жестовое искусство», «Обработка текста», «Робототехника».  Победив на региональном уровне, входили в сборную команду Республики Алтай обучающиеся: Чуркин Илья в 2020 году в компетенции «Фотограф-репортер», руководитель Мерзлякова Н.А.  В 2021 году было два победителя - это Ажикенов Нуден – «Робототехника», руководитель Кошагачева Е.П. и  Юзуков Даниил  – «Изобразительное искусство», руководитель Теркишева О.А.  В 2022 году – Калов Рустам и Мордошева Диана – «Фотограф-репортер», руководитель Н.А. Мерзлякова, в 2023 году – Унучаков Тимур в компетенции «Бисероплетение», руководитель Рытова А.Э.

Серьезная работа в школе ведется по профориентации обучающихся. Классные руководители знакомят учеников с разными профессиями на внеклассных мероприятиях, организовывают экскурсии на предприятия города, а также выезды с целью знакомства с учебными заведениями г. Бийска, Барнаула, Новосибирска. Как результат проделанной работы, выпускники школы являются студентами высших и средних профессиональных учреждений и в дальнейшем работают по специальности. Так, Маркина Ангелина, выпускница 2017 года, окончила Горно-Алтайский педагогический колледж имени В.А. Сластенина, работает учителем физкультуры в родной школе, Таханова Аржана, выпускница 2013 года после окончания педагогического колледжа в г. Уфе работает тренером, Попова Мария, выпускница 2011 года,  окончив в Уфе курсы повара-кондитера, работает в кафе города Горно-Алтайска по специальности. Чубаев Арман дистанционно окончил Алтайский государственный университет по направлению  «Гостиничное дело» и работает  по специальности в курорте «Белокуриха».

Многие выпускники связали свою работу со столярным делом — это резьба по дереву, сборщик мебели, и даже открыли свой бизнес, как например, Таханов Амаду, выпускник 1997 года - открыл бизнес по евроремонту и столярным работам. Трубин Алексей, выпускник 2005 года, окончил Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, по специальности «мастер-художник резьбы по дереву», в настоящее время работает по специальности в Горно-Алтайском государственном политехническом колледже имени М.З. Гнездилова.  Топчин Александр выпускник  2003 года,  по окончании НГТУ ИСР занимался резьбой по дереву, в настоящее время - организатор туров по Горному Алтаю. В разное время работали в мебельных цехах после окончания столярного отделения Бийского профессионального училища выпускники школы: Керектеков Юрий, Басаргин Урсул, Иртаев Евгений, Никоряков Сергей и др.

То, что не мало выпускников школы связали свою трудовую деятельность со столярным делом – это результат учительского труда Овсяникова Сергея Ивановича. На своих уроках он научил мальчишек работать со столярными инструментами, забивать гвозди, чинить мебель, пользоваться станками. Многие родители благодарны учителю за навыки, которые получили их дети, обучаясь на уроках труда.

В октябре школа отмечает свой юбилей. Придут выпускники, встречи с ними ждут сегодняшние ученики. Для них они яркий пример того, что можно добиться в профессии, построить семью, открыть для себя целый мир.

Сегодня ежедневно открывают двери в страну знаний неслышащим детям учителя-предметники: Наталья Алексеевна Мерзлякова, Айана Николаевна Телетова, Татьяна Ильинична Айтпасова, Инна Михайловна Табылова, Анна Кимовна Комдошева, Игорь Алексеевич Анохин, Шатра Евгеньевич Шатин, Таалайбек уулу Мирлан, Сергей Иванович Овсяников, Сергей Юрьевич Кочетков, Ангелина Николаевна Маркина, Ирина Владимировна Загребельная, Илья Денисович Иванов. Их глубокие знания, умения создавать ситуацию успеха для каждого ребенка делают учебу для ребят с особыми образовательными потребностями увлекательной и результативной. В успешной работе сегодняшних педагогов особая роль  принадлежит учителям - стажистам, проработавшим в школе свыше 20 лет. Это Наталья Алексеевна Мерзлякова, учитель русского языка и литературы, работающая 30 лет в данной школе, пользующаяся заслуженным авторитетом среди коллег и обучающихся. Это Овсяников Сергей Иванович, учитель трудового обучения, стаж работы только в данной школе - 28 лет, Тепукова Берта Борисовна, учитель индивидуальной слуховой работы работает в школе 27 лет, Суртаева Татьяна Васильевна, учитель начальных классов – 26 лет. Они являются наставниками молодых педагогов, делятся своим опытом работы, раскрывают особенности коррекционной работы, знакомят с принципами методической работы с неслышащими детьми.  К ним обращаются за советом, консультацией.

Учителя в школе не только преподают свой предмет,  большинство из них  являются еще и классными руководителями. Классные руководители Телетова А.Н. (6 класс),  Загребельная И.В. (8 кл.), Айтпасова Т.И. (11 кл.) стараются подготовить своих воспитанников  к самостоятельной жизни после окончания школы. Чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья по слуху не боялся этого мира, а входил в него без страха.  Они стараются своевременно сформировать социально значимые умения и навыки у ребят.  Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда вниз. И они, классные руководители, делают все для того, чтобы их подопечные шли по лестнице успеха, а не провала.

Жизнь не стоит на месте, идут года, меняется педагогический состав. Устраиваются на работу новые педагоги, но остаются работать только те, кто не  боится трудностей особенной школы. Сегодня в школе остались работать  молодые энергичные, с новыми современными взглядами педагоги: Анна  Кимовна Комдошева, учитель биологии и химии, Инна Михайловна, Табылова, учитель географии,   Шатра Евгеньевич Шатин – учитель математики, Таалайбек уулу Мирлан – физики и информатики. С энтузиазмом, молодым задором они берутся за каждое порученное дело. Креативные Шатра Евгеньевич и Мирлан Талайбекович заложили в школе много хороших традиций. Одна из них: каждый год к 8 марта они готовят интересные неординарные  видеопоздравления. Ни одно общешкольное мероприятие не проходят без их участия. Увлекательно живо проходят их уроки с применением новых методов и технологий. Инна Михайловна увлекла учеников созданием интересных проектов, творческих работ. Работы ребят достойны внимания, это подготовка к взрослой жизни. Умение создавать проекты могут помочь им создать свой бизнес в будущем.   Анна Кимовна Комдошева,  несмотря на молодость, пользуется  авторитетом среди коллег и обучающихся. Ей доверили возглавить методическое объединение учителей-предметников.  И есть уверенность, что молодой педагог поведет коллектив учителей к новым высотам педагогического труда.

Успешное обучение, развитие ребенка с нарушением слуха возможно лишь при активном участии в нем его родителей. Наши педагоги оказывают поддержку семьям, помогая родителям понять, как лучше взаимодействовать со своим ребенком, преодолевать эмоциональные барьеры, связанные с диагнозом ребенка. В результате устанавливаются тесные связи  родителей с классными руководителями, учителями-предметниками, учителем-дефектологом и другими педагогами. За все годы обучения тесную связь со школой поддерживали родители выпускников 2023 и 2024 годов: Анастасия Эдуардовна Рытова, Айгуль Сергеевна Иванова, Раиса Сергеевна Тогусова, Евгения Викторовна Глушенкова, Ольга Сергеевна и Евгений Николаевич Павловы. Вместе с классным руководителем Натальей Алексеевной Мерзляковой и воспитателем Оксаной Андреевной Теркишевой они были как одна команда в развитии детей. Результатом такой сплочённой работы из стен школы выпустились уверенные в себе, творческие, спортивные, социализированные молодые люди. Все они поступили в высшие и средние специальные учебные заведения: Институт социальных технологий Новосибирского государственного технического университета – Иванов Давид на отделение «Информационные системы и программирование», Юзуков Даниил – «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художественное направление».  Глушенкова Софья – физкультурное отделение Горно-Алтайского педагогического колледжа имени  В.А. Сластенина, Унучаков Тимур –  БПОУ РА «Колледж физической культуры и спорта» - тренер по виду спорта,  Югушева Ксения – Бийский промышленно-технологический колледж – пекарь. Калов Рустам и Павлов Алексей второй год учатся в Бийском промышленно-технологическом колледже по направлению «оператор ЭВМ».  И сегодня многие родители также активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе, классе. Обращаются за консультацией к педагогам по вопросам оказания помощи своим детям в усвоении, как коррекционной программы, так и основной образовательной. Это Ольга Петровна и Евгений Олегович Карыткины, Наталья Николаевна Юданова, Эркелей Владимировна Быева, Алтыншаш Нурбековна Танеева, Лариса Валентиновна Табаденко, Зинаида Ивановна Какпакова – бабушка Мызылдай и Арчына Какпаковых, Галина Сортошевна Каташева – бабушка Ангелины Каташевой.

Выпускники прежних лет хранят о школе добрую память, прежде всего о внимательном отношении педагогов к детям и эта традиция жива и сегодня. Огромная работа ведется воспитателями и тьюторами по созданию комфортной среды в школе-интернате, чтобы дети не воспринимали школу  как казенное учреждение,  а чувствовали себя как дома. Педагоги-воспитатели Эркелей Анатольевна Калташева, Оксана Николаевна Штанакова, Надежда Васильевна Такысова, тьюторы Светлана Борисовна Туйденова, Людмила Юрьевна Сеткина, педагог дополнительного образования Елена Прокопьевна Кошагачева – это профессионалы своего дела, относятся к воспитанникам как к своим родным детям. Переживают неудачи и искренне радуются успехам своих воспитанников. Огромная работа ведется ими по развитию творческих способностей детей. Школа-интернат сотрудничает с Центром дополнительного образования Республики Алтай. В рамках сотрудничества школьники посещают кружки «Квиллинг», «Волшебные ручки», «Школьный театр», «Семь СОТ». Устраиваются праздники, концерты, театральные представления, волонтерские акции, в которых ребята принимают самое непосредственное участие. Воспитанники успешно участвуют в конкурсах разного уровня и занимают призовые места. Организовываются экскурсионные поездки по Горному Алтаю и за пределы республики.  Все это позволяет сделать пребывание в школе-интернате интересным и увлекательным. Дети, проживающие в интернате, находятся на полном государственном обеспечении: пятиразовым питанием, одеждой, обувью. Школа – интернат для детей с нарушением слуха это больше, чем школа, это – семья.

Особое место в школе – интернате принадлежит библиотеке.  Самостоятельное чтение – одно из важнейших направлений работы с глухими детьми. Чтение книг вызывает у школьников с нарушением слуха большие трудности.  Прежде всего, это ограниченность словарного запаса и особенности развития мыслительных процессов глухих детей. Дети с нарушением слуха читают книги, журналы, газеты адресованные детям с нормально развивающейся речью.  В книгах много научных  терминов, художественных выражений, фразеологических оборотов. Все это затрудняет восприятие текста глухими детьми.  Педагог-библиотекарь Ольга Николаевна Овсяникова совместно с воспитателями, классными руководителями проводят библиотечные часы, на которых, читая книги, дети пополняют свой словарный запас, приобретают навыки пользования справочной литературой, учатся понимать прочитанное, выделять главное из  текста, свободно ориентироваться в любой библиотеке. Читателями библиотеки являются обучающиеся, учителя, воспитатели, другие работники школы, родители.

Школа-интернат – это не только уроки и внеклассные мероприятия. Это каждодневный труд поваров, уборщиков служебных помещений, бухгалтеров, оператора машинной стирки, дворника, водителей и др. За 30 лет персонал школы менялся, но есть люди, которые работали в разное время, но о них  в школе помнят всегда, это заведующая столовой Ханна Касымовна. Жукова, повар Ольга Ефремовна Селиванова и Галина Ивановна Эмбаухова,  завскладом Галина Александровна Назарова и Любовь Михайловна Пермякова, диетсестра Валентина Васильевна Бондаренко, младшие воспитатели Нина Михайловна Тупикова, Юлия Александровна Челушева, оператор машинной стирки Надежда Константиновна Суртаева, заведующие по хозяйственной части  Валерий Александрович Чубуков, Андрей Владимирович Костромин, бухгалтеры Раиса Пийменовна Бородина, Валентина Аркадьевна Долгова, Надежда Дмитриевна Рехтина, Татьяна Борисовна Борщева, уборщик служебных помещений Наталья Кондратьевна Ивашина,  водитель Александр Степанович Вахов, делопроизводитель Екатерина Алексеевна Журавлева, техник-программист Сергей Романович Саймин, специалист по закупкам Эркелей Григорьевна Истомина. И, сегодня,  принимая эстафету, трудятся замечательные люди, профессионалы своего дела: заведующий по хозяйственной части Сергей Александрович Кендинов, бухгалтеры Чечек Кундиевна Якомаева и  Айсура Борисовна Анчинова, машинист по стирке белья Светлана Алексеевна Скворец, уборщики служебных помещений  Светлана Николаевна Елисеева и Ольга Николаевна Чибиекова, заведующая складом Аруна Анатольевна Кудачина, повара Александра Георгиевна Чуприянова и Наталья Анатольевна Вилисова, специалист по кадрам Анастасия Валерьевна Быстрицкая, дворник  Николай Михеевич Курумчин, делопроизводитель Татьяна Владимировна Шадрина, незаменимый водитель Владимир Алексеевич Вилисов, работающий в школе 18 лет.

Юбилей школы касается каждого, кто здесь трудился, учится и работает, кто отдает школе свои силы, свой энтузиазм, свое сердце. Кто своей учебой, своей активной жизненной позицией, своими успехами и победами делает ее неповторимой, самой лучшей и любимой.

Сегодня коллектив школы с оптимизмом смотрит в завтрашний день. И знаем, что нашу школу ждет интересное, творческое будущее! Все только начинается, ведь нам всего 30 лет!

Администрация школы, педагогический коллектив поздравляют всех ветеранов педагогического труда, родителей, выпускников, обучающихся со славным юбилеем! С юбилеем, родная школа!